"НЕИЗВЕСТНЫЕ" ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ЧЕРНОГО МОРЯ
1948 год. В соответствии с программой строительства нескольких сотен подводных
лодок пр. 613 и десятков других проектов ПЛ развивались силы и средства
аварийно-спасательной службы ВМФ, как составной части оперативного обеспечения
действий ПЛ. Часть боевых кораблей и судов переоборудовались в спасатели
подводных лодок (ССПЛ), способные вести работы на глубинах до 220 метров.
На Черном море были переоборудованы в
ССПЛ: в 1948 г. минный заградитель «ЛЕНА», в начале пятидесятых три бывших
немецких тральщика серии «М – 35», названные ССПЛ «Лайла», «Скалистый»,
«Бештау», в середине пятидесятых годов два тральщика пр. 254, переименованные в
ССПЛ «СС-13» и «СС-15», в 1959 году построен на базе морского тральщика пр. 756
ССПЛ «СС-50». Эти спасательные суда были оборудованы глубоководными водолазными
комплексами «ГКС-3М», водолазными колоколами, декомпрессионными камерами,
системами обеспечения дыхания водолазов газовыми смесями, компрессорами,
устройствами вентиляции отсеков затонувших подводных лодок, подачи воздуха
высокого давления, передачи на подводные лодки средств жизнеобеспечения через
торпедные аппараты, а СС-50 дополнительно наблюдательной камерой НК-300 и
спасательным колоколом СК-59. Для
обеспечения подготовки экипажей спасательных судов подводных лодок к действиям
по поддержанию жизнедеятельности и спасению экипажей аварийных подводных лодок
аварийно-спасательной службе Черноморского флота были переданы подводные лодки,
выведенные из боевого состава флота: с 1948 по 1951 годы три единицы серии VI,
(М-26, М-27, М-28), в 1954 и 1956 годах две серии XII (М-51 и М-107
«Новосибирский комсомолец»), в 1957 году одна серии XV (проект 96) и в 1987 году
одна проекта 613. С этих
подводных лодок были сняты аккумуляторные батареи, средства связи, навигации,
акустические приборы, якоря, техническое вооружение, так что они потеряли более
40% своего водоизмещении. Однако все цистерны, системы погружения и всплытия,
эпроновские выгородки, межотсечные переборки, люки, двери и другое оборудование
обеспечивающее непотопляемость и живучесть ПЛ было отремонтировано. Приводы
систем погружения и всплытия ПЛ выведены на верхнюю палубу. Переданные в аварийно-спасательную
службу подводные лодки не имели штатного личного состава, обслуживались составом
167 аварийно-спасательной партии 409 отдельного аварийно-спасательного
дивизиона. Перечисленные подводные лодки, используя специальную технологию,
укладывались на грунт на глубинах от 40 до 200 метров в полигонах боевой
подготовки АСС на траверзе мыса Маргопуло, внешнем рейде Севастопольской бухты,
юго-западнее мыса Херсонес, внешний рейд Балаклавской бухты. На расчетном
удалении от лежащей на грунте ПЛ устанавливалось рейдовое оборудование, на
которое становились ССПЛ. Далее спасателями отрабатывались учебные задачи:
присоединение шлангов вентиляции отсеков затонувшей ПЛ, воздуха высокого
давления и продувки цистерн главного балласта ПЛ, подача средств
жизнедеятельности экипажу затонувшей ПЛ и в заключении подъем затонувшей ПЛ
различными способами. Ежегодно все спасательные суда постоянной готовности
отрабатывали эти задачи не реже одного раза в 45 суток, при этом обязательно 50%
водолазов должны были отработать приемы спасательных работ на глубинах 160-200
метров. Кроме этого отрабатывались задачи в составе спасательного отряда,
зачетные дивизионные, аварийно-спасательной службы, флота и т.д.
В ходе выполнения учебных задач
случались ошибки, в результате которых подводные лодки укладывались на грунт на
глубинах превышающих возможную работу водолазов глубоководников, обрывались
стропа, продувочные и шланги ВВД, захватывающие устройства, гаки, буксирные
устройства и пр. При этом подводные лодки оставались на грунте, и последующий их
подъем был не возможен по различным обстоятельствам. Сегодня, по различным причинам на
грунте остались: на рейде м. Маргопуло ПЛ серии VI на глубине 42 метров, на
рейде б. Стрелецкая ПЛ серии VI на глубине 67 метров, на входе в бухту Казачья
ПЛ серии VI на глубине 20
метров, юго-западнее мыса
Херсонес ПЛ серии XV на глубине 187 метров, юго-восточнее м. Херсонес ПЛ пр. 613
на глубине 92 метра, на внешнем рейде Балаклавской бухты на глубине 94 метра ПЛ
серии XII, в районе м. Сарыч макет ПЛ (двухсоттонный судоподъемный понтон с
встроенной эпроновской выгородкой и комигс-площадкой) на глубине 24 метра, на
рейде мыса Айтодор макет ПЛ (двухсоттонный судоподъемный понтон с встроенной
эпроновской выгородкой и комигс-площадкой) на глубине 118 метров. Все лодки по
ватерлинию и выше заилены, опутаны рыболовецкими сетями. На каждой из них
заведены и закреплены подъемные стропы, гаки, штоковые захваты, буксирные
канаты. Так что их подъем с использованием современных судоподъемных судов не
представляет особой сложности. Список
затопленных единиц можно продолжить и присоединить к нему 1878 затонувших
объектов (подводных лодок, кораблей и судов всех времен и народов) обнаруженных
и обследованных аварийно-спасательной службой ЧФ с 1954 по 1976
годы. Сегодня,
когда к погружениям под воду, поиску артефактов подводным исследованиям и на
Черном море привлечены сотни подводных археологов, десятки отечественных и
иностранных компаний, обнаружение каждого объекта, в том числе перечисленных ПЛ
называется сенсацией. Тратятся немалые средства на поиск и обследование давно
известных объектов. Публикуются сотни статей и даже книг о якобы погибших и
неизвестных десятках затонувших подводных лодках в первую мировую и
отечественную войнах, русских, немецких румынских и даже английских, проводятся
дорогостоящие исследования, нашлись спонсоры готовые профинансировать подъем
вышеперечисленных ПЛ. Читать эти материалы без улыбки не
возможно.
К сожалению в середине
девяностых карты с координатами объектов и их описание были по ошибке
уничтожены. Но часть материалов сохранилось в гидрографической службе ЧФ РФ,
что-то помнят немногие оставшиеся в живых ветераны АСС ЧФ.