Группа британских и американских ученых успешно завершила исследования процесса таяния антарктических шельфовых ледников с помощью автономного подводного робота AUTOSUB.
В течение 6 погружений робот AUTOSUB успешно картографировал морское дно с помощью гидролокатора с целью обнаружения выходящих на поверхность пластов шельфовых ледников.
Исследование является частью международной программы сотрудничества в деле изучения изменений ледника Пайн Айленд. Цель исследования – понять, каким образом изменения океанических течений и температуры воды могут повлиять на таяние западного антарктического ледяного покрова.
Это первое масштабное исследование такого рода. Его попросту не было бы возможно провести без использования такой современной техники, как автономный беспилотный аппарат AUTOSUB.
Группа надеется узнать причины ускорения таяния ледника в течение последних десятилетий. Это окажет незаменимую помощь в изучении причин и прогнозировании повышения уровня мирового океана. С начала 1970-х годов ученые наблюдают повышение уровня воды в океанах нашей планеты со скоростью 0.25 мм в год.
AUTOSUB разработан и построен в британском Национальном Океанографическом Центре в Саутгемптоне (Southampton) при финансировании Национальным Научно-исследовательским советом Великобритании. Разработка проекта, постройка и тестирования AUTOSUB началась более 10 лет назад. Использование в столь экстремальных условиях столь сложной и уникальный техники – смелый и амбициозный проект!
Все системы такого робота должны надежно функционировать в почти нулевой температуре на километровой глубине. Ведь если что либо откажет, вернуть что либо в 60 км. от вас под полукилометровым слоем льда попросту не возможно!
Полностью автономный подводный робот проделал путь в 500 км. в течение 6 погружений в рамках своей миссии. Каждый раз, выполнив свои исследовательские задачи и пройдя расстояние от 60 до 110 км., робот самостоятельно приходил в точку рандеву, где его поднимали на борт американского научно-исследовательского судна "Натаниэль Б.Палмер” (Nathaniel B. Palmer).
Максимальное расстояние, которое способен пройти AUTOSUB – 400 км. При этом энергией робота снабжают 5000 обычных D-батарей (D-cell batteries) заключенных в специальные, устойчивыми к давлению окружающей среды, корпуса.
Внутри 7-метрового корпуса робота размещены такие приборы как многолучевой гидролокатор, способный создавать трехмерную карту ледяных пластов на и под поверхностью морского дна, приборы измеряющие температуру и соленость воды, а так же определяющие содержание кислорода. При весе в 3,5 тонн AUTOSUB способен развивать скорость до 6 км/ч, опускаться на глубину до 1600 метров и автономно функционировать в течение 72 часов.
В течение 53 дней антарктической экспедиции, кроме подводной картографии дна с помощью ATOSUB, исследователи дополнительно отобрали огромное количество проб, установили на дне ряд датчиков для сбора массива важных данных о таянии льдов в течение ближайших двух лет.
Итак, человечество сделало большой шаг в сторону автоматизации изучения своей планеты. На этот раз в труднодоступных арктических глубинах мирового океана.
Мы будем и далее держать вас в курсе событий изучения глубин мирового океана.